.: Основные формы работы с одаренными детьми :.

В представленных материалах прослеживается тенденция сохранения традиционных, регулярно проводимых мероприятий: олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, очно-заочные школы и т.д.

Наиболее распространены такие формы поддержки и работы с одаренными детьми, как:
Организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми, среди которых:


Проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;

Организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях;

Поддержка участия во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях;

Поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми, в том числе:

создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми;

создание очно-заочных школ;

организация лицейских классов;

поддержка научных обществ учащихся;

вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми.

Стимулирование и поддержка, прежде всего:

Выделение стипендий (премий) одаренным детям;

Издание творческих работ учащихся-победителей конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов и др.
На основе полученной информации можно сделать вывод о том, что, выстраивая систему поддержки одаренных детей, регионы ориентированы на использование традиционных, проверенных направлений и форм работы, предложенных в рамках реализации Подпрограммы «Одаренные дети».
 

Таблица 4. Основные формы поддержки и работы с одаренными детьми

 

Регион

Формы работы

Белгородская область

-         Предметные олимпиады, конкурсы;

-         выставки детского творчества;

-         спортивные соревнования;

-         научно-практические конференции.

Брянская область

-         Проведение областных предметных олимпиад школьников;

-         участие во всероссийских предметных олимпиадах;

-         проведение смотров, конкурсов по системе дополнительного образования.

Владимирская область

-         система факультативных и кружковых занятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;

-         проведение областных смотров, конкурсов, фестивалей для одаренных детей, а так же участие в региональных, республиканских, международных фестивалях, конкурсах, творческих сменах, конференциях, соревнованиях, турнирах;

-         совместное проведение с вузами «Дней науки»;

-         участие детей в международной летней творческой школе фонда «Новые имена»;

-         очно-заочные школы;

-         назначение и вручение талантливым детям персональных стипендий администрации области «Надежда Земли Владимирской»;

-         организация церемонии вручения золотых медалей выпускникам школ области.

Воронежская область

-         Выплата стипендий одаренным детям – победителям всероссийских конкурсов, фестивалей, соревнований;

-         вручение ценных подарков победителям областных олимпиад;

-         издание творческих работ учащихся – победителей областного конкурса «Гражданин Воронежского края – Гражданин России»;

-         поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;

-         создание сборника авторских программ для организации работы в объединениях учреждений дополнительного образования;

-         поддержка развития областных и районных учреждений, работающих с одаренными детьми;

-         организация и проведение областных мероприятий различной направленности.

 

Ивановская область

-         участие во всероссийских и региональных предметных олимпиадах;

-         участие в городских интеллектуальных играх;

-         участие в конкурсах, проводимых в рамках Дней российско-немецкой дружбы;

-         выпуск газет;

-         участие в городских краеведческих чтениях.

 

Костромская область

-         Очное обучение, заочное обучение;

-         олимпиады, турниры, конкурсы;

-         фестивали;

-         летние школы.

Курская область

-         ежегодное проведение областных олимпиад, соревнований и творческих конкурсов;

-         участие в международных и всероссийских олимпиадах;

-         выплата стипендий и премий одаренным детям;

-         работа летних лагерей, творческих школ, мастер-классов;

-         проведение творческих отчетов, встреч Губернатора с одаренными детьми, их учителями и родителями.

 

Липецкая область

-         Проведение предметных олимпиад по 20 дисциплинам (образовательное учреждение, район, город, область);

-         занятия с победителями областных олимпиад по специальной программе с целью подготовки их к участию в зональных, Российских олимпиадах (занятия проводят преподаватели Липецкого государственного педагогического и технического университетов);

-         функционирование областных школ: «Школа юного филолога», «Школа юного географа» «Школа юного предпринимателя» при Липецком институте развития образования; предметных ассоциаций школьников с целью приобщения их к научной деятельности;

-         занятия в мастер-классах специализированной школы «Эврика» при Липецком государственном техническом университете;

-         работа летней школы-семинара «Малая научно-инженерная академия» (занятия и отдых для одаренных детей);

-         подготовка и организация участия липецких школьников в Российских форумах, фестивалях, выставках, соревнованиях, конкурсах, в реализации программы «Шаг в будущее».

 

Орловская область

-         Учебные занятия в областной школе одаренных детей;

-         учебно-тренировочные сборы, творческие студии;

-         олимпиады, конкурсы;

-         научные общества;

-         тематические смены в летних оздоровительных лагерях.

 

Смоленская область

-         деловые и ролевые игры;

-         опытно-экспериментальная работа;

-         научно-практические конференции;

-         конкурсы, предметные олимпиады;

-         семинары;

-         традиционные Дни наук;

-         выставки творческих работ.

 

Рязанская область

-         комплексная работа по изучению личности детей (интеллектуальный уровень, актуальная и потенциальная одаренность, межличностные отношения, исследование уровня мотивации и адаптации ребенка в школе, раннее развитие одаренного ребенка на уровне дошкольного образовательного учреждения/центра развития ребенка, изучение родительско-детских отношений, личностных особенностей детей, успешности обучения ребенка в школе,  его творческого потенциала);

-         психолого-педагогический мониторинг;

-         реализация специальных образовательных программ и технологий;

-         психологическое сопровождение работы с одаренными детьми;

-         тьюторство (в качестве наставника выступают ученые, деятели науки или культуры, специалисты высокого класса);

-         работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.));

-         семинары, семинары-тренинги, спецкурсы;

-         психологические тренинги: по развитию креативности, тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги;

-         консультации для детей, подростков, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

-         Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях носит индивидуальный и групповой характер:

-          научно-исследовательская деятельность;

-          работа творческих объединений;

-          очно-заочные школы, конференции, слеты, стажировки;

-          областные школы-лагеря, творческие лаборатории, мастер-классы:

§          эколого-биологические, астрономические, физико-математические, археологические, историко-правоведческие, туристско-краеведческие, литературного творчества и др.;

-          олимпиады различного уровня, конкурсы;

-          проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам).

Тамбовская область

-         Проведение Всероссийской олимпиады школьников;

-         проведение творческих конкурсов совместно с ВУЗами:

-         проведение профильных лагерных смен;

-         проведение учебных тренировочных сборов для одаренных детей;

-         организация стажировок для сельских школ в ТОГОУ «Мичуринский лицей- интернат»;

-         создание системы конкурсов, конференций, направленных на выявление и развитие одаренных детей:

-          «Путь в науку» - областная научно-практическая конференция;

-          «Грани творчества» - областная научно-практическая конференция;

-          зональные предметные олимпиады, открытые интеллектуальные конкурсы.

-         подготовка и издание сборников творческих работ победителей областных и Всероссийских конкурсов;

-         организация и проведение фестиваля детской прессы "СМИ - новое поколение";

-         организация регионального фестиваля детских спектаклей "Театр и дети".

 

Тульская область

 Среди форм и методов внеурочной  работы  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, спецкурсы.

 

Ярославская область

-         Выплата стипендий одаренным детям, проявившим особые способности в области образования, культуры, спорта, технического творчества;

-         поддержка участия  одаренных детей области в межрегиональных, российских, международных конкурсах, фестивалях, творческих школах, спортивных соревнованиях;

-         проведение областной сессии Международной киношколы «Ярославский медвежонок» в рамках Международного детского анимационного фестиваля «Золотая рыбка»;

-         организация и проведение областного конкурса юных исполнителей на народных, духовых и ударных инструментах;

-         организация творческой школы для юных художников «Взгляд на мир через культуру»;

-         индивидуальная работа, в том числе  под руководством научных руководителей;

-         деловые, психологические  и интеллектуальные игры;

-         проектная деятельность;

-         индивидуальные  графики подготовки перспективных спортсменов;

-         деловые, психологические  и интеллектуальные игры.

 


 

Данные мониторинга состояния работы с одаренными детьми в Центральном ФО свидетельствуют о том, что, благодаря планомерной и систематической работе, проводимой в рамках подпрограммы «Одаренные дети», формы работы с одаренными детьми в регионах стали значительно разнообразнее, возросло внимание к поддержке системной работы. Например, в Ивановской области в 2006 году до 63 увеличилось число школьных научных обществ учащихся по различным направлениям: гуманитарное, экологическое, краеведческое, естественнонаучное и другие.
 

Данные о количестве призеров олимпиад, конкурсов, фестивалей различного уровня в регионах ЦФО (Диаграмма).




 

Примечание к диаграмме.
Использованы документы:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 октября 2006 г. № 253 «О присуждении в 2006 году премий для поддержки талантливой молодёжи» (2 приложения к приказу);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 сентября 2006 г. № 224 «О присуждении в 2006 году премий для поддержки талантливой молодёжи» (2 приложения к приказу);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 208 «О присуждении в 2006 году премий для поддержки талантливой молодёжи» (2 приложения к приказу);
Список стипендиатов Подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» по итогам 2006 года.
 

В Международных предметных олимпиадах для школьников в 2006 году победителями стали учащиеся 3 регионов ЦФО: города Москвы (международные олимпиады по физике, химии, математике), Московской (международная олимпиада по программированию) и Ярославской областей (международная олимпиада по математике).

Призерами пятых молодежных Дельфийских игр России «Вместе лучше!» в 2006 году стали учащиеся 8 регионов ЦФО: Белгородской, Брянской, Воронежской, Костромской, Липецкой, Тверской, Ярославской и Калужской областей.

Инновационные подходы в практике работы с одаренными детьми

Заключение
 

Свой вопрос Вы можете задать здесь...
Последнее обновление:
31 июля 2014 года
Rambler's Top100 Яндекс цитирования